Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВторник, 17.10.2017, 12:24

Структурное подразделение "Солнышко" ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково.

Меню сайта
Форма входа
Block title
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Методическая копилка

Создание образовательной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ.

 «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).

 

Образовательная  развивающая среда в учреждении, реализуемая программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.  В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования.  Значит, развитие дошкольника зависит во многом от рациональной организации предметно-развивающей среды в групповом помещении.

Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения.  Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что ребенок-дошкольник знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, движений.

Значит, все, что его окружает, должно развивать эти органы чувства и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.

При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников.

Развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» - тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организационных формах взаимодействия с взрослыми; «вчера» - материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний; «завтра» - содержание, с которым предстоит знакомиться в недалеком будущем. Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.

При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.

В последнее время стал достаточно популярным термин «развивающая среда». Что же понимать под «развивающей средой?»

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, т.е. развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

1.   создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

2.   предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

3.   ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

4.   активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

5.   ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Впервые проблема обогащенной предметной среды, была поставлена С. Н. Новоселовой, и ею были определены принципы, которым должна отвечать предметно-развивающая среда; это, прежде всего свобода, достижения ребенком своего права на игру, которая реализуется как право выбора ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и временем игры.

Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. 

При формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными требованиями:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии   ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.

2. Принцип активности  предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.  Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности и своего здорового тела.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей,  а также с учетом разнообразных педагогических задач. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Этот принцип тесно связан с предыдущим и более широко раскрывает именно динамичность. Жизненное пространство в ДОУ должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем, окружающая обстановка должна при необходимости иметь свойства «гасить» эту активность, давать возможность отдохнуть.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

7. Принцип открытости – закрытости.

Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе – это организация «зеленых комнат», где дети ухаживают за растениями, птицами.

Открытость Культуре – присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу – обстановка ДОУ соответствует сути понятия «Мой Дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Предполагает построение среды с учетом половых различий, представление возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе.

Кроме того, при построении среды необходимо учитывать возрастные особенности детей при реализации каждого из этих принципов.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям . У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Поэтому мы строим среду так, чтобы эти потребности удовлетворять. В результате у каждого ребенка есть выбор: с кем? где? как? во что играть? Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием.  Добиваясь каких-либо успехов, ребенок реализует потребность в признании и самовыражении. В группе выделено специальное место – выставка достижений детей в той или иной деятельности.

В литературном центре воспитатель может организовывать выставки литературы того или иного автора, особенно к юбилейным датам, проводить литературные викторины и конкурсы.

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Воспитатель должен продумать подбор и размещение растений,  приготовить все необходимое оборудование.  С подгруппой детей воспитатель может проводить здесь наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. (уголок природы)

Физкультурный уголок будет пользоваться популярностью у детей, поскольку реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь можно заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности благотворно скажется на физическом и умственном развитии, состоянии здоровья ребенка Физкультурный уголок.

Театральная студия

Театр – очень важный объект в развивающей среде. Именно с него может начаться оснащение группы. Почему? Потому что, в первую очередь, нужно сплотить группу, объединить детей какой-то интересной идеей, новой деятельностью. Такой деятельностью может стать именно театр. В театре дети раскрываются, открывая неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые, становятся уверенными и активными.
Дети – большие артисты. Поэтому они с радостью будут участвовать в постановках и также с удовольствием  смотреть их.

Центр искусства и красоты

Под центр искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы.

Творческая мастерская

Центр искусства гармонично дополняет творческая мастерская. Здесь дошкольники могут отдаться любимому увлечению: рисованию,  лепке, аппликации. Детские готовые работы (рисунки, поделки, коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на Стене творчества.

Строительный центр

Строительный центр хотя и сосредоточен в одном месте, но он мобилен.  Содержание строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность большой группой детей, подгруппой и индивидуально. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, включая в часть других видов деятельности (в сюжетно-ролевые игры, в игру-драматизацию, в ручной труд).

Центр науки, мини-лаборатория

Центр науки или исследовательский центр пользуется неизменной популярностью у детей.

Игротека

Помня о том, какое место в жизни ребенка-дошкольника занимает игра, в групповом пространстве для игры нужно оставить достаточно места и уделить этому вопросу серьезное внимание. Это, так называемые, «тихие» игры. Здесь воспитатель может в индивидуальном порядке закреплять знания по все разделам программы, используя разные типы настольных игр. Благодаря «умным» играм, у детей развиваются многие психические качества: внимание, память, воображение, мышление.

Уголок безопасности дорожного движения

Уголок безопасности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма интересен, в первую очередь, мальчикам. Здесь закрепляются основные знания Правил дорожного движения..

Зона сюжетно-ролевой игры

Выделены специальные игровые зоны для организации ролевых игр – это «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье». 

Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

 

 

 

 

 

Наш баннер
Наш опрос
Вы любите ходить в садик?
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
Детский сад.Ру - взрослым о детях Педагогический журнал

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz